– Если набрать в поисковике «Стас Пьеха», то самые свежие новости — о появлении в твоей семье ребенка. Только когда начинаешь читать новости, понимаешь, что речь о твоей сестре. Скажи, часто приходится быть «жертвой» таких заголовков?
– Я даже не знал, что в Сети вообще есть такая новость. Да, это событие для нашей семьи, но мы его не афишировали. А жертвой заголовков я становлюсь постоянно. Раз в неделю журналисты меня отправляют на тот свет. Мне кажется, чем больше я «умираю» в заголовках СМИ, тем дольше буду жить. Если журналисты будут продолжать в том же духе, стану долгожителем.
– Ты поэтому не любишь обсуждать личную жизнь?
– В том числе и поэтому. Медиа — комедийное пространство, в нём нет ничего честного и искреннего. Появляются какие-то герои, кто-то их форсит, проплачивает, покупает комментарии, продвигает. Именно поэтому то, что для меня истинно ценно и важно я стараюсь не афишировать. Исключение — творчество и песни, которые должны быть услышаны.
– Даже при том, что ты скрываешь все личное, поклонники в курсе, что на данный момент ты не женат. Как опять ощущать себя завидным женихом?
– Слово-то какое — «жених». В моем представлении это что-то безвольное, парень в костюме, взятом в аренду, с бабочкой, немного пьяненький… Я себя не ощущаю женихом вообще. Я мужчина, который остро не нуждается в отношениях, для него это необязательно, ему не чуждо ничто мирское. Если кому-то это нужно, пожалуйста, вперёд под венец и с песней.
– Нравиться противоположному полу — это наказание или подарок судьбы?
– Не сказал бы, что у меня нет отбоя от девушек, хотя в это плане всё в порядке. Думаю, если ты очень нравишься всем так, что сходят с ума, это, конечно, наказание. А уметь нравиться другим — это подарок судьбы. С другой стороны, со временем это становится не важно. Главное, чтобы ты был помыт, побрит, чисто пострижен и что-то из себя представлял — в принципе этого достаточно, чтобы понравиться. Быть смазливым, слащавым, очень ярким, привлекательным — со временем этот скилл становится ненужным.
– Какой у тебя идеал женщины?
– У меня его нет. Все женщины по-своему хороши. На некоторых срабатывает либидо. Возникает какая-то химия, это идёт не через мозг, а через гормональную систему. Говорят, что влечение появляется, когда совпадают неврозы. И тогда тебе кажется, что человек красив внешне, тебя к нему тянет. А если у кого-то из партнёров невроз меняется, то и химия пропадает. Поэтому никакого идеала у меня нет, дайте мне здоровую женщину, без неврозов (смеется).
– Как ты считаешь, какой опыт выносит мужчина из первого брака?
– Конечно, негативный. Если он прожил расставание, намучился, он не скоро будет искать новые отношения. Есть и другие мужчины, которые сразу после неудачного брака бросаются в одни, другие отношения, но это скорее от страха остаться в одиночестве, желание таким образом пережить расставание. Как правило мужчина после первого брака делает выводы. Если он решится на новый союз, он будет учитывать больше факторов, чем в первых отношениях. Я считаю, что уже после первого брака мужчина должен понять, что в нём нет ничего хорошего (смеётся).
– Почему люди расходятся: виноват один или двое?
– Хочется, конечно, сострить, что виноваты трое (смеется). Если все жизненные обстоятельства рассматривать с позиции виноватых, то виноваты всегда все и во всём. На мой взгляд, не стоит винить друг друга, просто так получилось, что люди в какой-то момент были на разных вибрациях или у кого-то усугубился невроз. К примеру, он маменькин сынок, нуждающийся в заботе, готовый делать всё, чтобы мамочка была счастлива. Она независимая, самостоятельная, её не смущают отношения с элементами садизма. В общем, всех всё устраивает. И вдруг у кого-то из них что-то щёлкнуло в голове, поменялось. Например, ему перехотелось быть таким, как он был, и созданные связи начинают распадаться. Кто виноват? Скорее всего, природа.
На мой взгляд, не нужно искать виноватых, это прямая дорога к затягиванию страданий. Если виноватых нет, что мы обычно делаем? Просто идём дальше и всё.
– Бытует мнение, что обычно мальчики выбирают жену похожую на его маму, как у тебя?
– Если брать те качества мамы, которые я помню из детства, это красота (нетипичная, а немного неформальная: короткая стрижка, широкие брюки, оверсайз), умение разбираться в музыке, эрудированность, ум, непохожесть на других. Как показывает мой опыт, такие женщины для меня опасны, я абсолютно уверен, что они меня покинут. Нет, я их не избегаю, я по-прежнему с ними общаюсь, но понимаю, что с ними у меня вряд ли что-то выйдет.
– Сколько раз должен жениться настоящий мужчина? И сколько развестись?
– У меня нет ответа на этот вопрос. Настоящий мужчина может жить вне понятий «свадьба» и «брак», а может и десять раз ошибиться. И это не делает из него ненастоящего мужчину. На мой взгляд, не мужчина, а человек должен быть настоящий. Тот, кто не играет и не изображает из себя кого-то, чтобы произвести впечатление. Он такой, какой есть, не сволочь. У него есть принципы, настоящие, не выдуманные. Он честный, благородный, сильный духом, умеющий слышать, слушать, говорить и доносить свою правду.
– Я знаю, что вы очень близки со своей бабушкой, какое отношение Эдиты Станиславовны к разводам?
– Что значит близки? Да, мы иногда общаемся по телефону, встречаемся, но это обычные отношения с бабушкой, как у любого человека. Говоря о разводах, судя по тому, что у Эдиты их было n-ное количество, она к ним относится совершенно спокойно.
– Ты с ней советуешься о каких-то вещах, с которыми не решаешься поговорить с родителями?
– Я мало с кем советуюсь. С сестрой, например, да, могу что-то обсудить, иногда её женский взгляд уравнивает моё понимание какого-то вопроса. Мы с ней часто не совпадаем, я её корректирую или она может мне рассказать своё видение. С мамой советуюсь на тему творчества, она может дать интересную рецензию на песню, видеоработу, она тонко чувствует и хорошо разбирается в искусстве. А Эдита — это про дарить вечное, красивое всем людям, но при этом она крайне редко давала мне какую-то обратную связь о моём творчестве.
– Часто видишься с родителями, бабушкой, сестрой?
– С сестрой и мамой видимся часто, с бабушкой реже, потому что она живёт в другом городе, более того, за городом. Так, я думаю, у всех. И чтобы сразу отсечь все кривотолки, что я забросил свою бабушку, не помогаю ей, забыл, где она живёт: я ежемесячно выплачиваю ей сумму денег, чтобы она содержала хозяйство, мы регулярно созваниваемся и, если есть потребность, я её навещаю. Если бываю в Питере, то обязательно приезжаю к ней.
– Помощь детей родителям — это священная обязанность ребенка или все происходит по желанию?
– У ребёнка нет никакой обязанности перед родителем — ни юридической, ни моральной, ни духовной. Когда мужчина и женщина принимают решение стать родителями, они не думают, что ребёнок их будет содержать на старости лет. Они хотят дать жизнь новому человеку, который будет самостоятельной единицей. Ребёнок абсолютно ничем не обязан своим родителям, если у него есть желание помогать, он это сделает. А вообще это нормальная схема, что человек благодарен своим родителям, которые в юные годы поддерживали его финансово, эмоционально и физически, и он им помогает.
– Кому доверяешь самое сокровенное?
– Психологу. Это терапевтическая история: чем честнее я буду с ним, тем полезнее будут наши встречи. Иногда говорят: «Я плачу психологу деньги, но ничего не меняется». Подумайте, насколько вы с ним честны, готовы ли говорить о том, за что стыдно, что вас действительно волнует? Если вы всё это делаете, но стоите на месте, то дело, возможно, действительно в психологе. У меня есть люди, с которыми я делюсь своей болью и чувствами. И в этом случае не важно, при каких обстоятельствах я их испытал. Больным и несчастным меня делают эмоции. Обстоятельства, которые являются лишь триггером. Как к этому отнестись, какие чувства явить — это то, с чем я работаю. Обнажая и проговаривая чувства, давая им жизнь, я снижаю драматургию и важность происходящего. По сути, многие вещи мы преувеличиваем в силу детской травматики или каких-то особенностей. И тут важно, чтобы выслушали, позволили погрустить, поняли. Если мне скажут, что не только я, но и они испытывают те же чувства, это тоже будет некой терапией. Раскладывать себя на атомы перед мамой, а тем более, бабушкой, это только их травмировать.
– Как считаешь, семья мешает творчеству?
– Если это семья, в которой существует сильный перекос в сторону отношений — они важнее всего остального — очень сильно мешает. Если же человек понимает, что есть он, семья, работа, его реализация, то он старается соблюдать баланс. Увы, люди редко расставляют приоритеты. Чаще всего главной ценностью остаётся семья, а на всех остальных сферах жизни ставят крест. Но важно быть не только отцом и мужем, но и творцом, борцом, другом, социально активным человеком. В нашей жизни нужны все эти роли. У меня, увы, не получалось, чтобы отношения занимали одну из позиций. Я обычно много на них ставил, а потом резко снимал ставку. Я не мог не возводить их в высокую степень, в культ. Сейчас всё иначе, отношения — лишь часть моей жизни.
– Ходили разговоры, что ты решил переехать к отцу, на чем основывались такие слухи? Какие отношения с ним сегодня?
– Думаю, что такие разговоры появились, когда российские селебрити уезжали за границу. Меня просто хотели как-то скомпромитировать, сделать из меня изгоя. Но проблема в том, что мой отец живёт в Литве, где к российскому артисту относятся крайне негативно. Уехать туда было бы странно. Да, я поддерживаю отца финансово, как могу, иногда справляюсь о его здоровье, но не более. Мы с ним никогда толком не общались, не жили вместе. Поэтому было бы странно уехать к отцу в Литву. Нет, я никуда из России не поеду. Отдохнуть дней на десять куда-нибудь съездил бы, причем хочу поехать в горы, и у нас есть хорошие. У меня вообще мечта в Дагестанские горы поехать. Сейчас сил поднаберусь, после сезона аллергии, ковида, и снаряжусь.
– В какой степени сегодня участвуешь в воспитании сына Пети?
– Основное мое участие — финансовое, чтобы в его жизни было все необходимое, в том числе для развития. Я считаю, что оно более чем хорошее. Даже в самые плохие месяцы, когда откровенно не было денег, я переводил сыну деньги, и он никогда не нуждался.
– Какие таланты видишь в нем?
– Пока сложно говорить о каких-то талантах, ему всего семь лет. Может, мама Пети уже что-то замечает, она проводит с ним больше времени. Сын рисует. Поёт ли, пока сложно сказать, но с ритмикой и умением что-то сочинять у него всё в порядке. У Пети быстрое мышление, ловкая психика — он может в разговоре быстро перестраиваться с темы на тему. Есть некоторые успехи в изучении языков.
– Чем он похож на тебя?
– Он такой же неусидчивый, как и я. Единственное, у меня это стало проявляться намного позже. Мне вообще кажется, что он больше похож на маму, на Наталью. Я в этом возрасте мог сутками сидеть с игрушками и выстраивать какие-то стратегии: армия свиней против армии динозавров, на них наступает третья армия, обмениваются пленными… Меня это могло захватить на весь день, я мог сам себя занимать. Я был активен, мне было важно находиться в коллективе и обществе, чтобы было внимание, всё вокруг кружилось.
– Как сегодня оградить ребенка от агрессивной внешней среды?
– Я очень много размышляю на эту тему и понимаю, что нужна какая-то продуманная, ежедневная психологическая гигиена. Та модель семьи, которая существовала много лет, практически разрушилась. Очень мало семей живут душа в душу. Среда настолько агрессивная, в ней так много всего, что ребёнка это постоянно травмирует. Единственное, как можно его от этого оградить, начать «лечиться» прежде, чем произойдёт что-то плохое. Главное «лекарство» — психологическая гигиена до того, как возникнет проблема.
– Любишь путешествовать?
– Сложно сказать. Я очень устал куда-то ехать, эта бесконечная дорога — поезд, машина, самолёт, потом опять машина… Ты всё время измотанный, уставший. Даже, если ты в красивом городе, у тебя нет внутренних сил оценить эту красоту, ты думаешь только о том, как устал. Да, бывали поездки, которые мне доставляли удовольствие. Я уже думаю, может, мне нужно глобально отдохнуть, а потом путешествовать? Или может я на старости лет поеду с большим фотоаппаратом, куплю себе десять разных объективов и захочу посмотреть мир, нашу страну. В ближайшее время хочу отдохнуть в горах. Свой прошлый день рождения я провёл в Крыму, мы были небольшой компанией, без связи, удалось поймать состояние спокойствия. Были приключения — залезли на скалы, увидели сталактиты, нашли заброшенный город. В горах чувствуешь величие, как будто возвышаешься над бренной реальностью, весь мир тебе абсолютно понятен. На море таких чувств нет. В этом году хочу побывать, как уже сказал, в горах Дагестана.
– Что ярче всего отпечаталось от гастролей бабушки, когда к твоим семи годам ты объехал вместе с ней половину Советского Союза?
– Очень сумбурные воспоминания: дорога, гостиницы с крысами и тараканами, бесконечные Дома культуры и концертные залы, музыканты, поклонники Эдиты, которые угощали конфетами и шоколадом, незнакомые люди, которые за мной присматривали. Ничего выдающегося не помню. Да, во многих ДК я и сам потом выступал. Яркое воспоминание из детства — однажды в Биробиджане кирпичами кидался с крыши, милиция останавливала концерт, меня оттуда снимали, был настоящий экшн…
– Ты и сегодня уверен, что главное для человека, это быть здоровым, а остальное приложится?
– В глобальном смысле да. Здоровье — это не только о том, что все органы в порядке, это и психика. Да, не все болезни от нервов, но большинство связаны с нервной системой. Если ты более-менее соблюдаешь здоровый уклад жизни, то и нервная система здорова. Когда происходят невзгоды и печали, ты не впадаешь в ступор, а продолжаешь двигаться, преодолевать их. Поэтому главное — быть здоровым, всё остальное детали и нюансы.
– Что в тебе ото Льва (твоего знака Зодиака) и от Обезьяны (года рождения)?
– Как Лев я привык мыслить глобально, не люблю капаться в мелких деталях, не царское это дело, хочу видеть всю картинку целиком. Я привык романтизировать мир, смотреть на всё со знаком «плюс». Страдаю, если на меня не обращают внимания, хочу слышать, какой я хороший и прекрасный. Различаю, где говорят правду, а где врут. А что во мне от Обезьяны, даже не знаю. Хитрость и глупость — это не про меня. Раньше был активным, с годами активность снизилась. Раньше за день мог десять разных мест объехать, а сейчас дважды подумаю, а надо ли оно мне? Думаю, Льва во мне больше, чем Обезьяны.
– Какие качества и черты характера помогают в жизни, какие мешают?
– Помогает умение формулировать и передавать людям нужную информацию. Люблю делиться инсайтами, которые, как правило, нужны и применимы в жизни. Помогает коммуникабельность, общительность, щедрость, доброта и благородство. А мешает излишняя самокритика, лень из-за отсутствия мотивации, депрессии и так далее. Снобизм и усталость от всего мешают, как будто я уже узнал этот мир и мне он абсолютно понятен. Я склонен к изоляции, закрыт и консервативен, очень мнительный, воспринимаю всё гипертрофированно. А это, как понимаете, тоже не всегда хорошо.