Обязательное начальное образование было введено в СССР в 1930 году. Были попытки сделать это и раньше, но в 1912 г. законопроект отклонили. Но это не значит, что в России не строили школы. Первые из них возникли еще в 988 году. Сохранились более 1 тыс. берестяных грамот, были и те, что заполнял мальчик Онифим (XIII век). Есть и его рисунки, и первые упражнения по письму, где ребенок выписывал всю азбуку, потом – слоги, отрывки из Псалтыри.
Первые школы
После того, как придумали славянскую азбуку, открылись и школы при монастырях, где детей начали учить читать и писать. Князь Святославович издал указ, согласно которому дети бояр должны были обучаться книжному делу, он сам утверждал программу обучения.
Первые образовательные учреждения появились благодаря влиятельным людям того времени. Так, под руководством князя Романа Смоленского появились несколько школ, а князь Константин завещал свой дом, находящийся во Владимире, и часть своих доходов одной из школ. Там учили чтению и грамоте. Женское училище при церкви появилось в 1086 году, его организовала Анна Всеволодовна. Туда набирали девочек из зажиточных семей, где учили их чтению, грамоте и письму.
В XVII веке уже были училища, где духовные лица занимались образованием мальчиков 8-12 лет. Сначала они заучивали азбуку, потом переходили к чтению, и в конце учились писать.
Реформы Петра I
Значительные изменения в образовании произвел Петр I. Он прекрасно понимал, как важно образование. Стране были необходимы квалифицированные кадры, но из-за недостаточного уровня развития образования приходилось брать на работу иностранцев, и Петр I решил создать свою кузницу кадров.
Именно при нем стали массово открываться школы разной направленности, в стране появилась целая сеть учебных заведений. Дети дворян и зажиточных мещан от 10 до 15 лет могли посещать государственные школы, дети солдат – гарнизонные, матросов – адмиралтейские. В новых учебных заведениях готовили специалистов разных профилей, а также давали общее образование. Появились медицинские, инженерные, артиллерийские, реальные и другие школы. В 1724 году была создана Академия наук.
Но, как говорят, хотели как лучше, а получилось, как всегда. На содержание школ иногда не хватало денег. В 1711 году ученики Навигационной школы сбежали, практически все, т.к. их плохо кормили, а в 1724 году в Морской академии 85 учащихся пять месяцев не ходили на занятия, т.к. у них не было одежды.
Отношение к ученикам тогда тоже было другим. Они жили в казарме, в классе мог сидеть солдат с палкой, которому разрешалось бить детей. Кстати, телесные наказания сохранялись довольно долго: если устав 1804 года их запрещал, то уже другой устав, 1828 года разрешал и в гимназиях (в младших классах). Многое зависело от конкретной школы, их часто применяли в семинариях и кадетских корпусах.
Учеба для детей дворян приравнивалась к службе, если ребенок сбежал, его имели право за это казнить, а когда он обращался с просьбой освободить его от учебы, это наказывалось ссылкой, на каторгу могли попасть и родители, если просили об отчислении своих детей. Дети учились 3 года, но многие сидели в одном классе несколько лет, обучение могло затянуться до 6-8 лет.
Были и другие способы подтолкнуть молодое поколение к знаниям. При Петре I, точнее в 1714 году, появился указ, согласно которому все дети дворян и других более-менее обеспеченных сословий от 10 до 15 лет должны были учиться геометрии и цифири, для них открыли так называемые циферные школы. Ремесленники и купцы до этого сами обучали детей грамоте, а заодно и передавали свои навыки, не стремились отдавать детей в школы. Желающих было не так много. К 1723 году построили 42 циферные школы, но набралось лишь 26 учеников из Ярославля, остальные 41 школы пустовали. Не удивительно, что вскоре многие из них закрылись. После смерти Петра I постепенно забыли об учебной повинности.
Дальнейшее развитие образования
Позже возникли малые училища (2 класса) и средние (3 класса), главные, где детей обучали 5 лет. В 1802 году благодаря Александру I возникло Министерство народного просвещения. Начальное образование стало бесплатным и доступным для всех, в том числе и для крестьянских детей (кроме крепостных). С 1804 года при приходах начали появляться начальные школы, а главные училища начали преобразовываться в гимназии.
Позже ученики могли получать знания в следующих учебных заведениях:
1. Земская школа. В них учились от 1 до 3 лет. Детям преподавали арифметику, грамоту, немного математику, историю и естественные науки. Принимали в них всех детей, независимо от сословия.
2. Реальное училище. Были созданы, чтобы ученики получали технические, полезные для промышленной деятельности знания. Туда могли попасть и дети из низших сословий. Они изучали химию, практическую механику, черчение, рисование. После окончания училища была возможность поступить в политехнические вузы, реалисты сдавали экзамены наравне с гимназистами, но в университет их не пускали.
3. Гимназия. Основная цель – подготовка учеников к университету, здесь обязательно изучали математику, русскую словесность, Закон Божий, из языков греческий и латынь, были и другие предметы: рисование, чистописание, история и т.д.
Во времена Александра II и Александра III плата за обучение была приемлемой, около 25 рублей в год. Примерно столько зарабатывал в месяц рабочий или же служащий низшего сословия. Но потом власти решили, что плату необходимо повысить, чтобы сделать гимназии недоступными для выходцев из бедных семей. В 1887 году появился «Циркуляр о кухаркиных детях», который запрещал принимать в это учебное заведение детей обслуживающего персонала, из-за чего гимназистов стало меньше.
Советская школа отличалась от той, что была в императорской России. После революции была установлена единая модель школы, а в то время было множество типов образования. Дети могли посещать не только общеобразовательные учреждения, перечисленные выше, но и ходить в духовную школу, поступить в военное училище или кадетский корпус, обучаться за границей, а также получать домашнее образование. Девочкам было сложнее, их не брали в школы или гимназии, образованием занимались учителя, приглашенные на дом, и чаще всего они изучали пение, танцы, игру на фортепиано и французский. Были институты благородных девиц, но их число было ограничено, находились они в крупных городах, и попасть туда было крайне сложно. Выпускницы знали географию, арифметику, историю, говорили на нескольких языках, обучались музыке, танцам и рукоделию. Только в конце XIX века женщины смогли получить доступ к общему образованию.